Виды яхт.

Маломерные суда характеризуются значительным разнообразием и могут существенно различаться по множеству параметров. Например, спортивный парусник имеет лишь отдалённое сходство с многомоторной мегаяхтой. Более того, технический прогресс непрерывно движется вперёд, и модели водного транспорта постоянно модернизируются и улучшаются. В связи с этим создание единой классификации судов представляется весьма затруднительным. Поэтому разделение на виды яхт осуществляется на основе базовых критериев, таких как размеры, предназначение, форма и другие характеристики.

Существует шесть основных способов классификации яхт:

  1. По типу привода: выделяются три принципиально различных вида яхт — парусные, парусно-моторные и моторные.
  2. По условиям эксплуатации ("среде обитания"): океанские, морские, речные и универсальные суда типа "река-море" значительно отличаются друг от друга.
  3. По целевому назначению: маломерные суда разделяются на прогулочные, спортивные, рыболовные, туристические, круизные и другие.
  4. По форме и конструкции корпуса: классификация основана на количестве корпусов и особенностях конструкции плавсредства.
  5. По размерам: различия очевидны и понятны.
  6. Классификация ГИМС: учитываются сразу несколько факторов.

Помимо этого, суда дополнительно классифицируются по типу двигателя (навесной, стационарный, водометный), материалу корпуса (пластик, стеклопластик, алюминий), водоизмещению, вместимости пассажиров и другим характеристикам. Однако эти признаки являются второстепенными. Например, грузоподъёмность и количество посадочных мест тесно связаны с размерами и конструкцией яхты, а выбор материала корпуса зависит от среды, в которой планируется эксплуатация судна. Тем не менее, в рассматриваемых нами классификациях прослеживается пересечение двух подходов: функционального (цель и область применения судна) и технического (размеры, конструкция, эксплуатационные качества). Далее мы детально рассмотрим каждую из шести классификаций катеров и яхт.

Приведение в движение: паруса или топливо?

Существует три типа яхт по виду привода: парусные, моторные и комбинированные (парусно-моторные). В парусниках движение обеспечивается силой ветра, в моторных — работой двигателя, а в комбинированных моделях задействуются оба источника энергии. В наше время парусные суда без мотора чаще всего используются в спортивных целях, но не исключительно. Эти яхты подразделяются на крейсерские (предназначены для длительных морских переходов) и гоночные (оптимальны для быстрых спринтов). Отличия между ними заключаются в размерах, конструкции корпуса и парусов, а также применяемых материалах. Кроме того, важным критерием для парусных и комбинированных яхт является остойчивость — способность противостоять сильным кренам и переворачиванию. Остойчивость достигается благодаря трём основным формам днища: килевым (с килем), шверботам (с подводным крылом вместо киля) и компромиссным вариантам (гибриды двух предыдущих форм). Также на остойчивость влияет тип корпуса. Дополнительный мотор на паруснике делает его более универсальным, добавляя манёвренности и автономности (экономия топлива при наличии ветра, возможность продолжать движение на моторе в штиль). Комбинированные яхты делятся на категории в зависимости от значимости роли мотора. Это может быть вспомогательная функция (движение на низкой скорости при отсутствии ветра, вход в порт и т.п.), равноправное взаимодействие с парусом или же основная нагрузка на мотор, что характерно для самых скоростных, но и самых топливозатратных моделей.

Окружающая среда и типы судов

Согласно европейским стандартам (CE), моторные суда делятся на четыре класса: A, B, C и D.

  • Класс A (океанский): предназначен для дальних походов, способен справляться с сильными ветрами (более 8 баллов по шкале Бофорта) и высокими волнами (около 4 метров). Идеален для кругосветных путешествий.
  • Класс B (морской): подходит для длительных морских круизов, выдерживает умеренные шторма.
  • Класс C (прибрежный): предназначен для плавания вблизи береговой линии, в широких реках и каналах. Может противостоять волнам до 2 метров и ветрам до 6 баллов.
Класс D (для закрытых водоёмов): этот класс включает небольшие катера и яхты, предназначенные для плавания в защищённых акваториях. Модификации "река-море" могут использоваться для кратковременных выходов в прибрежные зоны моря при благоприятных погодных условиях.

Назначение судна

Категоризация по назначению носит сугубо практичный характер. Выделяются следующие классы:

  • Круизные (для долгих путешествий),
  • Прогулочные (дейкруизеры — отлично подходят для пикников и отдыха на воде),
  • Спортивно-прогулочные (для активных водных развлечений),
  • Чисто спортивные (гоночные),
  • Рыболовные,
  • Буксировщики (для любителей водных лыж, досок и т.п.),
  • Туристические (с большим числом пассажирских мест).

Также яхты могут исполнять разнообразные роли: служить помещениями для деловых встреч, представлять собой уютное убежище или даже полноценное жильё на воде.

Форма и конструкция корпуса

Этот параметр является одним из самых обширных. Суда могут делиться по числу корпусов и палуб. Существуют моно-корпусные (один корпус), катамараны (два корпуса) и тримараны (три корпуса). Многочисленные дополнительные корпуса придают судну повышенную устойчивость. Палубы могут насчитывать от одной до девяти (как, например, у знаменитой яхты Eclipse).

Отдельные конструктивные решения связаны с назначением судна. Дейкруизеры имеют открытую палубу, рыболовные катера оснащены рубкой, а круизеры оборудованы просторным кокпитом и комфортабельными каютами. Семейство спортивно-прогулочных яхт и катеров делится на:

  • Closed bow (катера с закрытым носом и пространством для хранения вещей),
  • Bowrider (катера с кокпитом в носовой части),
  • Cuddy cabin и middle cabin (компактные каюты в передней или центральной частях катера),
  • Hard top (катера с раздвижной крышей над кокпитом).

Круизеры тоже имеют собственные модификации, такие как coupe (со сдвижными световыми люками в крыше) и flybridge (с открытой капитанской площадкой на крыше рубки).

Размеры

По параметру размера выделяется пять типов судов:

  • Катера и мини-яхты длиной от 3 до 7,5 метров (до 25 футов),
  • Круизные катера длиной от 7,6 до 13,7 метров (25–45 футов),
  • Яхты длиной до 24 метров (79 футов),
  • Суперъяхты свыше 24 метров,
  • Мегаяхты длиной более 70 метров.

Классификация ГИМС

Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС) занимается регистрацией катеров и других водных транспортных средств длиной до 20 метров, способных принять на борт до 12 человек. Классификации судов в рамках ГИМС основаны на следующих параметрах:

  • Назначение судна (коммерческое, спортивное, прогулочное, спасательное и т.д.),
  • Тип двигателя (стационарный или навесной) и тип движителя (гидравлический, воздушный, водомётный),
  • Мощность двигателя (влияет на налогообложение),
  • Режимы движения (глиссирование, водоизмещение, движение на подводных крыльях или воздушной подушке),
  • Районы плавания (морские, прибрежные, речные, озёрные).

Итак, для систематизации яхт и катеров необходимо учитывать совокупность характеристик, среди которых основными являются функциональные (где и для чего будет использоваться судно) и технические (размеры, конструкция, ходовые качества).


Добавить комментарий
Здесь можно задать вопросы или оставить отзыв

Правовая информация. Политика конфиденциальности. Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования. Если вы с этим не согласны — покиньте, пожалуйста, сайт.